Дополнительная общеобразовательная программа «Бог, человек и мир в православном догматическом богословии» ориентирована на широкий круг слушателей, желающих понимать богословские основания православного мировоззрения и образа жизни. Она включает знакомство с ключевыми разделами православной догматики: учением о Божественном откровении, тро́ичным богословием, учением о сотворении мира, христологией, богословской антропологией и учением о Церкви. В ходе освоения программы все догматические построения изучаются в православной мировоззренческой перспективе. В заключительной части программы значение догматики для понимания христианского образа жизни демонстрируется на примере богословского восприятия актуальной экологической проблематики. Освоение программы не только позволит выпускникам овладеть основами православного догматического богословия и опираться на них в своей личной христианской жизни и профессиональной деятельности, но и даст им возможность богословски обоснованно свидетельствовать о православном мировоззрении и церковной жизни в ходе реализации православных миссионерских и просветительских проектов как приходского, так и епархиального уровней.
Цель программыПрограмма создана с целью выработки у слушателей профессиональной ориентации в базовых разделах православного догматического богословия, способствующей решению теоретических и практических гуманитарных задач в православной мировоззренческой перспективе, удовлетворению их индивидуальных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, а также развитию их творческих способностей.
Задачи образовательной программы- ознакомить с догматическими основами православного понимания Бога, человека и мира;
- сформировать основные антропологические выводы из православной догматики;
- раскрыть теологические принципы христианского образа жизни и христианского совершенствования человека и общества;
- научить выявлять следствия православной догматики для христианского образа жизни;
- научить богословски обоснованно свидетельствовать о православном мировоззрении и церковной жизни;
- воспитать навык привлечения мировоззренческих выводов из православной догматики при решении как теоретических, так и практических гуманитарных задач.
Категория обучающихсяЛица от 18 лет и старше. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца.
Форма обученияФорма обучения - заочная, с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Обучение проходит на базе онлайн-платформы GetCourse, обеспечивающей освоение обучающимися образовательной программы в полном объёме, независимо от меcта нахождения обучающихся, согласно календарному графику (пункт 2.3). Обратная связь с преподавателем осуществляется посредством видеоконференцсвязи.
Режим занятийОбучающиеся занимаются как установленном режиме, согласно установленному плану онлайн-занятий, так и в асинхронном режиме при просмотре занятий в записи; доступ к учебной онлайн-платформе GеtCourse круглосуточный в течение 4 месяцев.
Объём и срок реализации программыПрограмма рассчитана
на 5 недель (36 академических часов). 1 академический час равен 45 минутам.
Трудоемкость программы составляет:
- онлайн-лекции: 20 часов;
- самостоятельная работа слушателя: 16 часов;
- общая трудоемкость: 36 часов.
Планируемые результатыВ результате освоения программы обучающиеся должны:
• Выявлять следствия православной догматики для христианского образа жизни.
• Богословски обоснованно свидетельствовать о православном мировоззрении и церковной жизни.
• Решать теоретические и практические гуманитарные задачи в православной мировоззренческой перспективе.
Виды и форма аттестацииИтоговая аттестация проводится в форме итогового зачета (тест).
При успешном завершении программы обучения по завершении курса выдается удостоверение о повышении квалификации (при наличии диплома психолога/священного сана) или сертификат установленного образца (если диплома психолога/священного сана нет).
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Откровение Бога человеку (4,5 часа).Православное понимание Священного Предания. Священное Писание. Ветхозаветное и Новозаветное Откровение. Соборные определения, творения святых отцов, богослужебные чинопоследования, и́конопись как формы Священного Предания.
Тема 2. Пресвятая Троица (4,5 часа).Библейские основания православного учения о Пресвятой Троице. Единство и троичность Божественных Лиц. Ипостасные свойства и собственные имена Божественных Модализм, тритеизм, арианство, субординатизм, духоборчество и патрипассианство как типичные направления искажения православного понимания Пресвятой Троицы. Образы и аналогии Пресвятой Троицы. Их богословское значение и ограниченность.
Тема 3. Творение Богом мира (4,5 часа).Совершенство Бога как Творца. Образ действия Божественных Лиц в творении мира. Теодицея. Цель творения мира. Цель существования сотворенных существ. Блаженство сотворенных существ. Совершенство творения. Творение и время. Свобода и ответственность человека. Следствия из православного понимания творения мира для понимания человеком отношений с Богом и с другими людьми, а также отношения к самому себя и к безличному миру.
Тема 4. Господь Иисус Христос (4,5 часа).Господь Иисус Христос как истинный совершенный Бог и истинный совершенный человек. Воплощение и вочеловечение. Отличие Иисуса Христа как человека от потомков Адама. Святоотеческий сотериологический принцип. Типовые не православные представления о Христе: аполлинарианство, несторианство и монофизитство. Их неприемлемость для православного богословия. Христологическое определение IV Вселенского собора. Его богословское значение. Ипостась Иисуса Христа как ипостась Второго Божественного Лица — Сына. Спасение человека Господом Иисусом Христом. Образы и аналогии в православной христологии.
Тема 5. Человек как образ Божий (4 часа).Святые отцы об образе Божьем в человеке. Образ и подобие Божье в человеке. Черты образа Божьего. Образ Божий в человеке как образ Пресвятой Троицы. «Психологические» и «социальные» понимания образа Божьего в человеке. Их достоинства и ограниченность. Человек как образ Иисуса Христа. Словесность как характеристика образа Божьего.
Тема 6. Отношения человека с Богом (4 часа).Пантеистические представления о Боге. Языческий политеизм. Магизм, прагматизм и законничество. Языческие представления о судьбе. Деизм. Христианское понимание богообщения. Христианское понимание грехопадения. Призвание человека Богом.
7
Молитва. Благодарение и прославление Бога. Принятие Божественных даров. Богослужение. Любовь к Богу.
Тема 7. Межчеловеческие отношения (3 часа).Богословское понимание человека как личности. Пять богословских принципов межчеловеческого общения. Самоотдача и принятие в межчеловеческом общении. Их преодоление в христианской жизни. Пантеистический и индивидуалистический типы искажения межчеловеческого общения. Коллективизм.
Тема 8. Церковь и таинства (3 часа).Церковь как собрание верующих. Библейские и патристические образы Церкви. Церковь как тело Христово. Церковь и Евхаристия. Епископское служение в Церкви. Брачный образ Церкви: Церковь как невеста Христова. Церковь как мать верующих. Церковь как народ Божий. Пастырский образ Церкви. Церковь как благодатное Царство Христово. Церковь как город Божий. Церковь как дом Божий. Образ строящегося здания. Приточные образы рыболовного невода, виноградника, засеянного поля. Епископы, священники и дьяконы. Единство, святость, соборность (кафоличность) и апостольство Церкви. Таинства и обряды. Богоустановленность таинств. Таинство Евхаристии как Таинство таинств. Таинства Крещения, Миропомазания, Священства, Брака, Покаяния и Елеосвящения. Их установление, видимые священнодействия и невидимые дары. Место таинств в жизни Церкви. Оставление грехов в таинстве Покаяния и в таинствах Крещения, Евхаристии и Елеосвящения.
Тема 9. Человек и безличный мир (3 часа).Мир как совершенное творение Божье. Человек как высшее сотворенное существо. Призвание человека к владычеству над сотворенным миром. Ответственность человека за сотворенный мир. Забота о мире как выражение любви к его творцу — Богу. Забота о мире как выражение любви к пребывающим в нем людям. Деятельность человека в мире как сфера приложения и развития его высших способностей. Преображенные отношения с миром согласно житиям святых и аскетическим произведениям.
Итоговая аттестацияПрактика. Итоговый тест (1 час).
Стоимость обучения: 15 000 руб. (в форме для оплаты после регистрации есть возможность оформления платежа в рассрочку (на условиях представленных на ваш выбор банков), а также активен прием платежей по иностранным картам).